17 Марта 2020

Исследование мойбизнес.рф: предприниматели назвали основные барьеры для ведения бизнеса

Исследование мойбизнес.рф: предприниматели назвали основные барьеры для ведения бизнеса

Масштабное социологическое исследование среди действующих предпринимателей и тех, кто только планирует открыть своё дело в России было проведено на портале мойбизнес.рф в конце 2019 года. Исследование, организатором которого выступил аналитический центр Университета «Синергия», охватило более 144 тысяч человек из 85 регионов России.

По результатам исследования отмечается, что в России довольно высокий уровень мотивации на открытие и развитие бизнеса, а основными барьерами для развития предпринимательства выступает ограниченность финансов и отсутствие необходимых знаний и навыков в области бизнеса.

Именно на устранение этих причин направлена поддержка со стороны государства, предусмотренная нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Это льготные кредиты малому и среднему бизнесу, микрофинансирование предпринимателей, которые по тем или иным причинам не воспользовались традиционными банковскими продуктами, грантовая поддержка малого инновационного предпринимательства, субсидирование при размещении ценных бумаг на бирже, льготный лизинг, государственные субсидии для резидентов технопарков и т.д.

В исследовании подчеркивается, что для устранения второй причины необходимо целенаправленное обучение предпринимательской грамотности, которое необходимо начинать «еще в школе, а продолжать в вузах и посредством дополнительных обучающих программ развивать среди взрослого населения». При этом необходимо использовать все доступные форматы программ обучения. Также отмечено, что уровень образования предпринимателей оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на уровень дохода бизнесменов.

В фокусе социологического исследования были выявлены образовательные направления, где респондентам не хватает знаний. Наиболее востребованными оказались маркетинг, привлечение клиентов, увеличение дохода, масштабирование компании, управление персоналом.

Аналогичная картина отмечается и среди начинающих и потенциальных предпринимателей. В частности, отвечая на вопрос: «Какие трудности Вы видите со стартом своего дела?», большинство респондентов назвали главной проблемой отсутствие стартового капитала (39,6% среди начинающих и 47,6% среди потенциальных предпринимателей). При этом следующие по популярности причины касались сферы предпринимательской грамотности: «не могу выбрать нишу» (36,5% начинающих и 43,6% потенциальных предпринимателей), «не знаю, с чего начать» (19,8% и 29,8% начинающих и потенциальных предпринимателей соответственно), «не знаю, как привлечь первых клиентов» (33,1% и 21,4%), «не знаю, как сформировать команду для работы» (19,6% и 17,5%).

Полное исследование доступно по ссылке