Заседание организационного штаба по вопросам улучшения инвестиционного и предпринимательского климата
Губернатор Алексей Островский провел очередное заседание Организационного штаба с руководителями территориальных органов федеральных структур и региональных органов исполнительной власти, посвященное вопросам улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в Смоленской области.
В рамках встречи участники обсудили ход внедрения в регионе целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, а также наметили ключевые зоны роста и точки приложения усилий.
В своем вступительном слове Губернатор Алексей Островский проинформировал о беспрецедентном рывке Смоленской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, акцентировав особое внимание на том, что впереди предстоит большая работа. «Улучшение позиции на 49 пунктов – это показатель того, что мы с вами совместно идем по верному пути, в тесном сотрудничестве с бизнесом. Вместе с тем, нам предстоит сделать еще очень много, поскольку формирование благоприятного предпринимательского климата было и остается приоритетом в работе органов власти всех уровней, – заявил Губернатор. – На днях я провел заседание Организационного штаба с представителями органов местного самоуправления. Мы обсуждали текущие вопросы взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области с органами местного самоуправления при внедрении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
Показатели инвестиционной привлекательности субъекта – один из критериев оценки функционирования органов исполнительной власти региона. Вместе с тем, я говорил это на предыдущих совещаниях, в которых вы также принимали участие, значительную часть работы делают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта, и муниципальные органы. Поэтому я в преддверии завершения годовой работы и формирования нового рейтинга всех вас собрал для того, чтобы за оставшееся время выработать совместные решения и предпринять дополнительные шаги для улучшения наших позиций».
Как отметил глава региона, в настоящее время пристальное внимание сосредоточено на расширении применения электронных сервисов и повышении качества межведомственного взаимодействия. Эти механизмы позволяют создавать комфортные условия для ведения бизнеса, поэтому данный вопрос находится в числе приоритетов государственной политики. Президент Российской Федерации Владимир Путин определяет это направление как одно из ключевых условий обеспечения устойчивого роста, стабильного развития экономики и социальной сферы.
По словам Алексея Островского, для максимально эффективного решения данной задачи Администрация региона работает в тесном взаимодействии с федеральными и муниципальными органами власти, Агентством стратегических инициатив, финансово-кредитными учреждениями, организациями, объединяющими предпринимателей, – Научно-промышленным союзом, Смоленской торгово-промышленной палатой, «Деловой Россией», «Опорой России». Самое пристальное внимание уделяется совершенствованию регионального инвестиционного и налогового законодательства – в области по целому ряду направлений установлена минимально возможная налоговая ставка.
«Отрадно, что проведенная в регионе работа легла в основу результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата», – подчеркнул Губернатор. Обращаясь к представителям контрольно-надзорных органов, глава региона обратил внимание на необходимость неукоснительного соблюдения прав представителей бизнеса при осуществлении проверочных мероприятий и ухода от «палочной» системы привлечения предпринимателей к ответственности.
Вице-губернатор Ростислав Ровбель рассказал о текущем статусе и промежуточных результатах работы по внедрению целевых моделей. Так, по итогам сентябрьского ввода данных в информационную систему Region-ID Смоленская область, в среднем, по всем 12 целевым моделям достигла 90% всех значений. При этом, по Российской Федерации данный показатель составляет 80%.
Системная работа, проводимая в этом направлении, приносит положительные результаты. В частности, согласно поручению Алексея Островского, областным фондом поддержки предпринимательства заключены соглашения с АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк» и Фондом развития промышленности, в рамках которых осуществляется предоставление кредитов и поручительств. Это позволит смоленским предпринимателям пользоваться кредитами сроком до 7 лет и в сумме до 500 млн рублей как на инвестиционные цели, так и на пополнение оборотных средств, по ставке: для субъектов малого бизнеса – 10,6% годовых, для субъектов среднего бизнеса – 9,6% годовых.
Кроме того, с 1 января этого года в регионе наступили так называемые «налоговые каникулы». Главная их цель – вывести малый бизнес из «тени», вовлечь в предпринимательскую деятельность новых людей и создать дополнительные рабочие места.
Помимо этого, недавно принят областной закон «О промышленной политике», предусматривающий внедрение и активное использование механизма специальных инвестиционных контрактов в регионе.
Благодаря предпринятым мерам в Смоленской области отмечается положительная динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Общий прирост составил почти 11%. По этому показателю наш регион занимает 21-е место среди 85 субъектов Российской Федерации.
Сегодня в стадии разработки находятся областные законы «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, заключившим специальные инвестиционные контракты, на территории Смоленской области» и «О налоговых льготах, предоставляемых резидентам индустриальных парков, на территории Смоленской области».
Ростислав Ровбель рассказал, что в целях повышения информированности предпринимательского сообщества, по поручению главы региона в апреле нынешнего года запущена новая версия Инвестиционного портала Смоленской области, обновление которого осуществляется на ежедневной основе. Предусмотрена возможность адаптированного просмотра на любых видах мобильных и портативных устройств, внедрена версия для слабовидящих. Поддерживаются версии портала на английском, немецком и китайском языках. Особое внимание уделяется изменениям законодательства в сфере инвестиций, а также важным событиям общероссийского масштаба в данной сфере.
Кроме того, с марта действует «Единый телефон инфраструктуры поддержки cубъектов МСП» – (4812) 638-038. Создан и осуществляет активную работу Центр поддержки экспорта Смоленской области.
Также ведется работа по актуализации Инвестиционной стратегии, которая будет завершена в конце октября и представлена на рассмотрение Администрации региона, деловых объединений и общественности.
В то же время на заседании отмечалось, что ряд показателей по внедрению целевых моделей достигнут не в полном объеме. К примеру, по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» достигнуто 86 из 100% целевых показателей (в среднем по России – 75%).
«Необходимо работать быстрее и лучше, чем прописано в административных регламентах. Именно это является залогом повышения конкурентоспособности региона в сфере привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. С целью улучшения качества оказываемых государственных услуг и повышения удовлетворенности заявителей работой органов власти, считаю необходимым рекомендовать всем государственным структурам, взаимодействующим с предпринимателями, принять внутреннюю систему оценки качества оказываемых государственных услуг, основанную на ключевых показателях оценки – среднее время оказания услуг, среднее количество процедур при оказании услуг, уровень удовлетворенности заявителей», – высказался Ростислав Ровбель.
В ходе совещания было принято решение сформировать сводный перечень государственных и муниципальных услуг, а также проанализировать, какие из них уже в ближайшее время можно перевести на предоставление в электронном виде. Результаты должны быть направлены в адрес Губернатора в срок до 15 ноября.
Приводя примеры успешного межведомственного взаимодействия, Ростислав Ровбель рассказал о профилактических мероприятиях, инициированных главой региона и проводимых на предприятиях области сотрудниками регионального управления МЧС.
«У нас, коллеги, как получается: с одной стороны, руководство страны справедливо говорит, что нужно ограничивать количество внеплановых проверочных мероприятий, дабы не создавать проблемы бизнесу, с другой стороны – произошедший на фабрике «Шарм» пожар свидетельствует о том, что, например, проверки со стороны МЧС крайне актуальны и необходимы. Поэтому нужно продумать этот вопрос совместно с региональным управлением МЧС, областной прокуратурой, и, возможно, выйти с инициативой на федеральный уровень, чтобы, например, результат первой проверки МЧС был как бы предупреждающий, и, в случае выявления тех или иных недостатков, давалось время на их устранение, но без принятия санкционных мер. Чтобы предприниматели были рады, когда к ним с проверкой пришли сотрудники МЧС и порекомендовали, что и как нужно изменить, но при этом не взыскивали бы штраф. Поэтому прошу Вас, Ростислав Леонидович (Ровбель), отработать данный вопрос и мне доложить», – дал поручение Алексей Островский.
В ходе совещания также отмечалась необходимость своевременного оповещения предпринимателей об изменениях в профильном законодательстве, в том числе, федеральном. В этой работе нужно активно использовать современные средства коммуникации, при этом информация, которая размещается на официальных порталах органов власти, должна быть актуальной и приносить практическую пользу представителям бизнес-сообщества.
Кроме того, в рамках совещания вице-губернатор Василий Анохин затронул проблему внедрения программного продукта, предложенного на федеральном уровне, для осуществления информатизации контрольно-надзорной деятельности.
«К сожалению, программный продукт не доработан. Работа с ним требует слишком высокой нагрузки на органы исполнительной власти, которые осуществляют контрольно-надзорные виды деятельности», – заявил Василий Анохин.
Реагируя на выступление вице-губернатора, глава региона отметил: «Этот вопрос необходимо ставить перед федеральным центром, перед Минэкономразвития. Василий Николаевич (Анохин), я прошу Вас подготовить мое обращение на имя Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева с просьбой дать поручение пересмотреть эти подходы».
Вместе с тем, отмечалось, что для решения озвученной проблемы в настоящее время разрабатывается региональная информационная система, которая должна упростить данную процедуру.
В свою очередь, начальник регионального Департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Соколова доложила о проведенной работе по выполнению показателей целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», а также по построению эффективного взаимодействия между органами исполнительной власти и местного самоуправления в этом вопросе.
По ее мнению, эффективный способ достижения положительных результатов в указанном направлении – разработка типовых документов и тиражирования их среди органов местного самоуправления.
«Нами разработаны два типовых административных регламента по выдаче разрешений на строительство, а также по выдаче градостроительного плана земельного участка. В этих документах мы учли все поправки, которые были внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Органам местного самоуправления осталось только учесть свои особенности – вписать адрес муниципального образования, адрес сайта, часы работы и часы приема граждан», – сообщила Елена Соколова, добавив, что разработка типовых регламентов обеспечивает единообразие документов и позволяет устранить излишние административные барьеры.
Вместе с тем, начальник профильного Департамента предложила распространить подобный опыт среди других органов исполнительной власти: «Если Вы, Алексей Владимирович, поддержите данную инициативу, то необходимо, чтобы органы исполнительной власти, ответственные за тот или иной показатель, даже в том случае, если они не являются ответственными за реализацию целевой модели в целом, начали эту работу. Только взаимодействуя между собой, мы можем достигнуть положительных результатов».
Также на заседании Организационного штаба был рассмотрен ход реализации целевой модели по направлению «Осуществление контрольно-надзорной деятельности региональными органами власти». Наиболее значимыми её результатами должны стать переход на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре, устранение устаревших, избыточных и дублирующих требований для бизнеса, снижение административной нагрузки, информатизация контрольно-надзорной деятельности, которая позволит сократить время на контрольные мероприятия, повысить их результативность и прозрачность.
По словам начальника Департамента экономического развития Алексея Титова, за 9 месяцев этого года данная целевая модель выполнена на 86%.
В частности, на сайтах органов исполнительной власти региона, осуществляющих региональный государственный контроль, в открытом доступе размещены перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля. Кроме того, обеспечена организация межведомственного взаимодействия по всем видам регионального и муниципального контроля, в результате чего документы, которые находятся в распоряжении федеральных, региональных или муниципальных органов власти, не запрашиваются у подконтрольных субъектов.
В свою очередь, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Алексей Ефременков рассказал об осуществлении контрольно-надзорной деятельности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В своем докладе бизнес-омбудсмен обратил внимание, что многие из них стали размещать на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет» необходимую правовую информацию и обращать внимание на основные изменения и разъяснения федерального законодательства, чего раньше так не хватало предпринимательскому сообществу. Кроме того, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти стали применять в качестве первого административного действия предписание на устранение административного правонарушения и давать на это вполне разумный срок.
Тем не менее, по мнению Алексея Ефременкова, существует несколько системных проблем в контрольно-надзорной деятельности в регионе. Среди них – избыточные и противоречивые обязательные требования, тогда как административная ответственность предусмотрена за любые нарушения обязательных требований, независимо от тяжести нарушения. Кроме того, контрольные и надзорные мероприятия зачастую нацелены не на устранение нарушений, а на привлечение к ответственности. Среди злободневных проблем уполномоченный назвал увеличение внеплановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Комментируя выступление бизнес-омбудсмена, Губернатор заявил: «Я бы попросил Вас, Алексей Владимирович (Ефременков), направить мне и главному федеральному инспектору по Смоленской области Юрию Эдуардовичу Стрелецкому информационную записку по увеличению внеплановых проверочных мероприятий с указанием конкретных федеральных органов исполнительной власти, в каком процентном соотношении увеличились проверки, поскольку Президент Владимир Владимирович Путин и передо мной, и перед главным федеральным инспектором ставит задачу снизить подобное давление на бизнес».
Подводя итоги проделанной работы, глава региона выразил благодарность общественному представителю Агентства стратегических инициатив в Смоленской области Дмитрию Песоцкому, а также представительству Агентства стратегических инициатив в Центральном федеральном округе и лично его руководителю Дмитрию Абрамову за проводимую работу, способствующую улучшению инвестиционного климата в Смоленской области, а также поблагодарил руководителей деловых объединений региона «за их готовность к диалогу, за справедливую критику, реагируя на которую, мы можем планомерно идти к достижению поставленных целей». В завершение заседания Организационного штаба Алексей Островский подчеркнул: «Я поставил перед своими подчиненными амбициозную задачу – по результатам 2017 года мы должны улучшить позиции региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, как минимум, еще на 11 пунктов и войти в 20-ку лучших субъектов Федерации. Для этого всем нам необходимо сосредоточить свои усилия на создании комфортных условий для старта и ведения бизнеса в каждом районе и регионе в целом, изучая лучшие практики других субъектов Федерации, адаптируя их и применяя в Смоленской области. Это одна из наших ключевых задач».