13 Сентября 2017

Обзор новых федеральных законов, значимых для бизнеса

Обзор новых федеральных законов, значимых для бизнеса

Департамент инвестиционного развития Смоленской области подготовил обзор новых федеральных законов, значимых для бизнеса. В период весенней сессии 2017 года Государственной Думой было принято 225 федеральных законов, в том числе ряд законов, касающихся предпринимательства.

19 апреля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 83-ФЗ от 01 мая 2017 года).

Закон устанавливает обязанность заказчика оплатить поставленные товары, выполненные работы и услуги по государственным и муниципальным контрактам в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.  В Законе установлен сокращённый срок оплаты контракта для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, который не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

19 мая принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 100-ФЗ от 28 мая 2017 года).

Законом вводится независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности), которая проводится экспертом в области оценки пожарного риска, и определяются понятия «независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности)», «эксперт в области оценки пожарного риска».

Предусмотрено внедрение риск-ориентированного подхода в ходе контрольных мероприятий в области пожарной безопасности. Так, проверки объектов защиты и/или территорий будут осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), если такая оценка проводилась.

21 июня принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (№ 139-ФЗ от 01 июля 2017 года).

Закон уточняет условия заключения трудового договора с лицами в возрасте четырнадцати и пятнадцати лет, устраняет пробел в части продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, продолжительность которой для всех работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) устанавливается - 4 часа.

7 июля принят Федеральный закон «О внесении дополнений в статью 55 Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 173-ФЗ от 18 июля 2017 года).

Закон, в частности, распространяет на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре (с 01.12 по 31.12) не обязаны отчитываться за него, а этот период присоединяется к следующему году.

Кроме того, Закон закрепляет порядок определения начала и окончания течения налогового периода, если по соответствующему налогу он равен кварталу. Так, если организации или индивидуальный предприниматель зарегистрировались не более чем за 10 дней до конца квартала, они не обязаны за него отчитываться, а этот период присоединяются к следующему кварталу. Законом также уточнен порядок определения начала и окончания налогового периода равного месяцу (например, для предпринимателей, которые начали и закончили свою деятельность в течение одного месяца).

7 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 163-ФЗ от 18 июля 2017 года).

Законом вводится норма, предусматривающая пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов. Кроме того предусматривается недопущение уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и/или суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и/или бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

В частности, подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

 12 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 41 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (о критериях отнесения предприятий легкой промышленности к субъектам среднего предпринимательства).

Законом предоставляется возможность предприятиям легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), среднесписочная численность работников которых превысила установленные законом предельные значения (250 человек), но не превысила значения размера годового дохода (до 2 млрд. руб.), становиться субъектами малого и среднего предпринимательства.

Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации.

14 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон дополняет КоАП РФ статьей 7.32-5, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контрактам, заключенным для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

За совершение данного правонарушения на должностных лиц предлагается налагать штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а его повторное совершение влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации.

21 июля принят Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (лесная амнистия).

Федеральный закон подготовлен в соответствии с предложениями бизнеса и направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Это позволит собственникам, права которых зарегистрированы в ЕГРН, легализовать принадлежащие им земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда.

Закон одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту Российской Федерации. Закон поддержан ТПП России.

В период  осенней сессии 2017 года Государственной Думой планируется рассмотреть во втором чтении проект федерального закона № 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 - 2019 годов».

Законопроектом предусматривается предоставление налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения или уплачивающих единый налог на вмененный доход, налогового вычета на приобретение контрольно-кассовой техники нового образца в размере 18 тысяч рублей.

ТПП России внесла через депутата В.С. Скруга поправки ко второму чтению, которые предполагают расширение возможности применения вычета налогоплательщиками, которые согласно действующему законодательству не обязаны применять кассовые аппараты в своей деятельности. Кроме того, предлагается предоставить возможность применять налоговый вычет не только в отношении приобретения новых кассовых аппаратов но и на модернизацию имеющихся, а также распространить вычет на затраты сопряженные с использованием кассовых аппаратов нового образца (замена фискального накопителя, оплата услуг оператора фискальных данных и пр.).

В первом чтении будут рассмотрены: проект федерального закона № 223287-7 «О внесении изменения в статью 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части уточнения процедуры возврата сумм излишне взысканных налогов)».

Законопроектом предлагается увеличить срок подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне взысканных сумм налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа с одного месяца до трех лет. Предлагаемые законопроектом изменения позволят распространить досудебный порядок обжалования решений налогового органа об отказе возврата излишне уплаченных платежей.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят упростить процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пене и штрафов, сократить количество судебных споров.

проект федерального закона № 194162-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроектом предлагается страховать денежные средства, размещаемые микропредприятиями и малыми предприятиями на основании договора банковского вклада (депозита) или счета, включая начисленные проценты. Размер страхового возмещения будет аналогичен определенному для граждан и индивидуальных предпринимателей (100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн. рублей).

Законопроектом также устанавливается перечень документов, которые должны будут подать субъекты малого бизнеса в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» для выплаты им возмещения, и порядок перечисления Агентством соответствующих сумм.